И так, экспедиция закончена, всё нормально, мы вернулись. 10 дней тяжёлого бездорожья , 10 дней физического и морального напряжения , 10 дней тяжелейших испытаний для машин и людей, устали как черти, последние сутки практически не выходили из за руля, и вот мы дома, всё, теперь спать, спать… Сама идея экспедиции на Пупы возникла после того, как в июле этого года, мы, с ребятами из Екатеринбурга и Москвы, съездили на Перевал Дятлова. ( место загадочной гибели 9 туристов УПИ, 2 февраля 1959 года) Всё пошло как обычно, для нас, но ребят “зацепило”, оно и понятно, Северный Урал так просто не отпускает, захотелось большего , хотя и перевал, далеко не детская прогулка. В общем решили. Обозначили сроки, состав участников, вложились в подготовку машин, мы взяли трек и описание маршрута у Алексея Дудорова, в 2004 году они первые и единственные дошли до Пупов на машине. В той экспедиции участвовало 11 человек и мы не раз помянули их добрым словом, когда плутали в горах, где нет и никогда не было дорог, в тумане, среди верховых болот и курумников. Итак, 4 сентября мы стартовали из Екатеринбурга четырьмя машинами и 12 человек участников. В Ивделе последняя заправка, запас топлива 270 литров на каждую машину, еды и прочего на 12 дней с запасом. Дальше на север, через Вижай, Ушму, по протоптанной дорожке к Перевалу Дятлова. Кстати, на машинах на перевале побывали единицы, да и в этом году кроме наших следов, других мы не видели. За перевалом, для нас, начинается неизведанное, хотя тогда это не сильно напрягало, мы были уверены в себе, в машинах, да и не в первый раз приходилось прокладывать новые маршруты, тем более мы не первые, а значит, была определённая уверенность в достижении конечной цели. Собственно, несмотря на погоду, которая слегка капризничала, от Перевала Дятлова до границы Печеро – Илычского Запаведника мы доехали за 3 дня без особых проблем, это 84 км, но и легкими эти километры назвать нельзя. Гряды камней ( курумники ), верховые болота, довольно крутые склоны, траверсы, где каждое качение машины таит в себе опасность переворота, для прохождения некоторых участков приходилось спускаться к границе леса и там прорубаться по тайге, преодолевать завалы, реки, глубокие овраги, с выходами в 50 – 55 градусов, всё это было по настоящему круто, но машины двигались, лебёдки тянули, в общем шла нормальная работа. Ещё на пути нам встретилось небольшое стадо диких оленей, и Мишка. В отличии от нас он вряд ли обрадовался встречи и потому поспешил удалиться, но он здесь хозяин, а мы непрошенные гости, вроде как нехорошо получилось. 9 сентября мы, спустившись с хребта Поясовый Камень и остановившись у границы заповедника, в верховье реки Печёры, где разбили лагерь, на следующий день 10 человек пошли на Пупы, до них примерно 8 км, ( разрешение на посещение заповедника было согласованно заранее ), а два человека остались в лагере, чтобы подготовить машины на обратную дорогу, приготовить ужин, сделать баню. Вечером вернулись ребята, усталые, но довольные, сказали: ПУПЫ ЭТО СИЛА. Потом баня, ужин, костер, гитара и приятное чувство душевного спокойствия, ведь цель достигнута и завтра домой. Если бы мы знали, что будет завтра… А утром погода начала шалить, пошел дождь, потом похолодало и пошел снег, когда поднялись на хребет, к снегу добавился сильнейший ветер. Мгновенно ситуация изменилась, на ветру верхний слой почвы, трава, мох, всё обледенело. Снег облеплял ещё тёплые камни, стекла и дворники машин, застывал на них слоем льда. Траверсой идти невозможно, стаскивает. Опасность завалиться на бок возросла в разы. Болота, как губка, напитались влагой, а верхний слой, ледяной коркой, не давал колёсам идти в натяг. Курумники стали почти непроходимыми, особенно на подъеме. Буксуя, машины передними колёсами скалывали камни, оставляя острые, как бритва края и задние покрышки вспарывались на них как грелки. Колёса меняли, ремонтировали и продвигались дальше. Скорость движения заметно снизилась, а расход топлива возрос. Решено было продвигаться как можно дальше и постараться дойти до избушки, что в горах, примерно на середине пути до перевала. Надо отдать должное ребятам - туристам, все знали куда едем и технически мы были готовы ко всему, но теория и реальность две большие разницы. Человеческий фактор предсказать невозможно, а критические ситуации обнажают все слабости характера человека. В себе мы были уверены, но и парни не подвели. Ни кто не стонал, каждый чем мог старался помочь, втаскивая первую машину вверх, по камням с помощью шлейки, а за первую уже лебедились остальные. Постепенно приспособились, работа пошла, но до избушки ещё далеко, а ночевать в горах, в снегу и при сильнейшем ветре – удовольствие ниже среднего. В двенадцатом часу ночи подошли к избушке, разожгли печку, благо в лесу напилили дров и закинули их на машины, потеплело. Сделали ужин, поели, полегчало. Подвели итоги: за 14 часов прошли 41 км, совсем не плохо, учитывая погоду. Это с одной стороны, а с другой – самая трудная часть пути ещё впереди, снег не прекращается, правда ветер стал потише и вроде потеплело, но самое плохое это то, что топлива явно не хватит на обратную дорогу, ведь расход за этот день составил примерно литр на километр! Даже на самых жестких соревнованиях я не помню такого расхода! Спутниковый телефон приказал долго жить, а значит, раньше чем через 10 дней нас не хватятся. Вот такая получилась картинка. Но двигаться надо, по крайней мере пока есть солярка, а дальше, если всё нормально, выход есть, но об этом чуть позже. Спать легли в 2 ночи, в 6 подъём, поели и в путь. Надо выбираться с гор и как можно быстрее, пока не засыпало окончательно. Утром, хотя снег кончился, ехать легче не стало, лёд сковал камни, снегу намело в некоторых местах по колено ( и это 12 сентября ), а до ближайшего жилья ещё 160 км. Задача этого дня – дойти до Перевала Дятлова, ( 42 км ) это граница леса, топлива должно хватить. Дальше остатки солярки со всех машин сливаются в одну и уже одной машиной необходимо спуститься до реки Лозьва ( ещё 24 км), где спрятано по 40 литров солярки на обратную дорогу до Ивделя, забрать её, вернуться обратно и заправить оставшиеся машины, а ближе к Ивделю ходят лесовозы, значит солярка есть. Такой план. Как и что было в тот день, рассказывать долго, поверьте на слово – было не просто, но уже за полночь мы стояли за перевалом, в месте ночёвки, а на следующий день, в 3 часа, все были заправлены и двинулись в низ, к Лозьве. Ещё через сутки, в 5 утра, были дома, в Екатеринбурге. Не осталось сил даже порадоваться возвращению, вымотались не по детски, кое как попрощались и по домам. Всё! Уже потом, отдохнув и выспавшись, мы вспоминали эту поездку и делали оценки, как самой ситуации, так и наших действий. Конечно, говорить о героическом преодолении каких то трудностей смешно, ситуация, по большому счету, была в общем то штатной, да и героизм, в большинстве случаев это обратная сторона глупости, ведь 70 % успеха закладывается ещё на этапе подготовки, но дело сделано, цель достигнута, в намеченные сроки уложились. Все довольны и мы тоже, а кроме всего прочего, получился ещё один интереснейший маршрут, который в будущем мы можем предложить вашему вниманию. И в заключении. Каждый новый маршрут, каждая экспедиция это ещё одна проверка наших возможностей и профессионализма, а Россия страна большая и применить свой знания и опыт, думаю, нам ещё не раз представиться случай, так что присоединяйтесь, а мы поможем, ведь всё в наших руках. |